Страницы

суббота, 25 февраля 2012 г.

Мой маленький взрослый сын

Ему уже тринадцатый. От детства еще остался нос-курнос, ямки на щеках и нежные ушки (“лопотушки” – так мы называли их еще 10 лет назад). И поступки часто безответственные и эгоистичные, а мысли – порой уже совсем не детские. И что там бродит в этой голове – одному Богу известно. Лишь по иногда прорывающимся с той, неизведанной, стороны вопросам можно понять, что человек усиленно занят самокопанием, попытками определить, кто он и что он, борьбой со страхами и неуверенностью в себе.

Сейчас мы еще друзья. Он пока приходит ко мне с волнующими его вопросами (думаю, это всего лишь ничтожная часть того, что он мог, хотел бы или просто забыл спросить). Что будет завтра  - я не знаю. Я так не хочу, чтобы он взрослел и отдалялся. Я очень хочу, чтобы он вырос самодостаточным человеком, живущим в гармонии с собой и окружающим миром. Знаю, что последнее бывает так редко достижимо. Большую часть тараканов и комплексов мы несем из детства. И в этом смысле моему сыну повезло немного больше, чем мне. Он хотя бы может прийти и рассказать о том, что его волнует без риска быть осмеянным, непонятым или неуслышанным. Но меня очень тревожит то огромное влияние, которое он получает из мировой паутины. В контакте – это наше всё. Доходит до смешного (мне), но грустного (ему). “Если вы не видите цифры на первом круге – вы страдаете излишней агрессией, во втором – вы шизофреник, в третьем – вы вообще гей”. ЁПППРРРРСССТТТТ!!! Слёзы на глазах, подавленное состояние. Мне смешно, а ему каково!

Мой деть хотя бы читающий, а какими вырастут другие подростки, которые книги открывают только на уроках в виде учебников, кому не хватает элементарного родительского внимания и общения? Мне страшно за подрастающее поколение. Мне кажется, пропасть между нынешними родителями и детьми велика, как никогда. Удастся ли ее преодолеть?

35 комментариев:

  1. Ты так права... Я пытаюсь сейчас (пока еще не перерезана пуповина - ему еще 10 лет) эту пропасть замостить. Наверное, я слишком много делаю, но не делать не могу. Я его сейчас активно "просвещаю". Пытаюсь вложить кусочки того, что есть во мне. Вот сейчас у нас период изучения советского кино. Потому что потом он смотреть не будет, если я сейчас НЕ научу. Смешно, но то, на чем мы рослии что нам естественно им сейчас недоступно. Потому что у нас это впитано с детства, а им в голову не придет посмотреть "Кавказскую пленницу" или "Джентельменов удачи". Я вот сейчас усаживаю его рядом с чаем и конфеткой и включаю фильм. Сначала брыкался:), сейчас так втянулся, что при звуках музыки из старых фильмов несется на кухню:)) Вот на днях "Ивана Васильевича" пересматривали. Какое он удовольствие получил! А когда он начинает сыпать фразами из "Иронии судьбы" или "Служебного романа" я мысленно говорю "Йез!!!", не зря старалась!
    Еще пытаюсь наши песни привить, про книги ты знаешь, я уже писала, ну и компьютер... Понимаешь, мне помогает то, что у нас в классе нет зависимости детей от компьютеров, все эти "в контакте" пока мимо нас:))) А дома он как-то не стремиться к компьютеру. Вот книги, это да! Все время с кижкой ходит. Но сколько таких детей? У нас в окружении мало. Мы вот держимся в нашем дворе "клином" - три возрвстные мамочки.

    ОтветитьУдалить
  2. Господи, сколько же я насажала ошибок! Надь, прости:)))

    ОтветитьУдалить
  3. Постою, послушаю вас, мамочки, мне еще предстоит...:)

    ОтветитьУдалить
  4. Вот, кстати, Саш, давно хотела тебе сказать, спасибо, что случай представился: ты потрясающая мама! Вот честно, не вру, после твоих постов о том, куда ты своего Димку возила, чем с ним занималась вместе, и я начинала шевелиться на эту тему и уделять своему Димке больше внимания. Мы тоже с удовольствием смотрим фильмы моего детства, иногда просит пересмотреть вместе "Бриллиантовую руку", меня это очень радует.
    А ошибок я и не заметила, не переймайся:).

    Катюш, надеюсь, через несколько лет и тебе будет, что добавить:).

    ОтветитьУдалить
  5. а я чет верю, что все будет хорошо... Как вспомню, чего мне стоили эти сражения сначала с дурацкими мультиками 90-х, потом с компом и интернетом!!! Но, слава богу, обошлось. Даньке как то быстро приелись просто компьютерные игры, стал ковыряться, изучать программирование и с 14-и лет начал сам зарабатывать делая сайты. Сейчас ему 19, он неплохо известен в городе, разработал свою какую-то систему. Муж говорит, что у него очень высокий уровень (он тоже по этой части). Так что, Надь, все нормально. Я тоже переживала, думала что все, что внушаю-мимо ушей. Как бы не так! все легло куда надо, просто это он мне не показывает. Зато какой недавно отпор дал Польке против дурацких мультиков!;)))) (я вообще стараюсь ребенку телик не включать), да нам и некогда;)

    ОтветитьУдалить
  6. Да нет, Надь, я обычная, просто я взрослая очень. Если бы он родился чуть раньше, я бы тоже меньше обращала внимание на какие-то вещи. А потом я опытом прибитая:))
    Кстати, давно хотела написать. Сидим как-то раз с подругой в кафе (моего поколения подруга). С нами дети - младшие дети и ее старшая 16 лет. Очень хорошая девочка, очень воспитанная, правильная, ну и т.д.:))) Так вот, входит в кафе Збруев (уточняю:актер Збруев:))), садится недалеко от нас. Мы тихонечко"Збруев!!!":))) А 16-летняя дочка:"А кто это?" Мы ей:"Большая перемена", театр Ленком!!! А она:"А что это?"
    Занавес. И мы, две интеллигентные мамаши, понимаем, что ЧТО-ТО упустили, причем серьезно упустили. Мы начали суетиться, называть ей фамилии актеров того периода и она среагировала только на Абдулова. Причем знаешь как? Это который недавно умер? А ни одной роли и ни одного фильма она его не смотрела... Вот так. И тогда я поняла, что что-то нужно делать. То, что мы знаем потому, что это наша база не известно им. А не известно потому, что мы считаем это естественным, само прорастет, а ничего само в ребенка не втекает. Новое заполняет все. Если не успеешь положить что-то вниз, то небоскреб нового завалится:))А на одном Бреде Питте не проживешь:)

    И еще один смешной и грустный эпизод. У меня есть любимая радиопередача. Там утренний ведущий 40 лет однажды сказал своей 23-летней коллеге:"Пилите, Шура, пилите!". Она в ответ;"Я - Аня":))) Он смеется, я же тебе Паниковского процитировал! Она - А КТО ЭТО???? Занавес.
    Он потом минут 5 ее пытал - шутить она или нет. Потом он разозлился и сказал:"Ты что "Золтого теленка" не читала???" - "Нет".
    "Ну хоть смотрела???" - "Нет".
    А у нее уже дочке 6 лет. И сама она закончила ФИЛФАК МГУ. Вот так.
    Так что пропасть будет. И будет колоссальная.

    ОтветитьУдалить
  7. Опять ошибки наляпала, печатаю вслепую:)))

    ОтветитьУдалить
  8. Если сейчас все нормально, то и потом все будет хорошо. Моему сыну уже 23, надеюсь он мой друг.Когда он был маленьким мы всегда были вместе. Столько боролись с училками (у нас дисграфия, он левша переученный), помогала чем могла, когда пришлось менять школу. Мне он рассказывает много, только девочек своих не показывает. Говорит, что покажет, когда жениться надумает, бережет мои нервные клетки:)) Но я хочу сказать, что мамы для сыновей важны, но лет с 15 для сыновей важнее отношения с отцом. Нам тут было сложно. Когда Лев был маленьким, наш папа всегда был занят. То своим делом, то своим кризисом среднего возраста, то еще чем-то. В общем, они стали "как два берега у одной реки", мне стоило столько нервов, столько сил, чтобы их хоть как-то сблизить. Сейчас вроде бы нормально!

    ОтветитьУдалить
  9. Девочки, еще о воспитании. Веду я как-то занятие и тема урока войны. У меня пара молодых людей. Девочка лет 27(закончила универ с красным дипломом) и мальчик около 30 с прекрасным образование. Знаете, что они мне заявили про Вторую мировою. Что для них по ощущениям нет разницы между войнами 1812 и 1941-45. У меня отвисла челюсть, я про родственников, про память, а они мне,что они их никогда не видели.

    ОтветитьУдалить
  10. Лена, это действительно так. Я помню как мы в конце 70-х, начале 80-х ходили с родителями в парк Горького 9 мая на встречи ветеранов. И они были молодые, по сути совсем молодые люди - в 1945 г. им было по 20, а в 1975-80 гг по 50-55. Ну что это за возраст? Молодые мужчины. Они приходили в школы, рассказывали, они писали книги, статьи, они работали рядом с твоими родителями. Они были рядом. Была и память о войне. Сейчас живой памяти совсем нет.

    Немного отклонюсь. Я летом пересмотрела фильм "Белорусский вокзал". И поняла, что фильм по сути об очень молодых мужчинах, настоящих мужчинах. О любви и жизни, скорее, чем о войне. Сильный фильм. Я впервые посмотрела его глазами 45-летней женщины.

    ОтветитьУдалить
  11. Надя, я всё читаю, и комментарии все... у меня нет детей и, казалось бы, мне эта тема не актуальна, но я всё словно хочу сложить в свою внутреннюю шкатулочку, чтобы достать в тот момент, когда понадобится. Я не знаю, как сложится моя жизнь, может, Бог даст ребенка, детей... и я всё пытаюсь накопить про запас. может, это глупо, потому что сейчас это теория для меня, наверное, потом будет по-другому, да не запомнится всё, но ... я бы хотела быть как вы с Сашей, Леной,... я учусь у вас

    ОтветитьУдалить
  12. Танюша-Ласточка, спасибо за ободрение! Я очень хочу надеяться, что вложенное нами с мужем тоже упадет, куда надо:).

    Да, Саш, грустные примеры. Из моей школьной практики:писали мы как-то с 10-классниками изложение, есть такой трогательный текст "Учитель, перед именем твоим...". В нем молоденькая учительница собирается на фронт, приходит попрощаться с классом, она в военной форме, шинели. Одна девица пишет, цитирую: "Ее шанель №5 тревожно пахла войной". Занавес.
    Кстати, спасибо, что напомнила, надо показать ребенку "Большую перемену".

    Ой, Лена, мне твой комментарий всколыхнул одно воспоминание: сыну было лет 8, мы с ним говорили "за жизнь", я: Дим, вот ты женишься, уйдешь из дома...- вижу, как глаза сына наполняются слезами и дрожащим голосом:"Я никуда не хочу уходить". Прослезилась я тогда.

    Девочки, а насчет Великой отечественной войны - у меня слёзы наворачиваются, когда слышу песни тех лет или смотрю старые фильмы о войне. Когда в школе работала и были уроки на эту тему, я им со слезами на глазах говорила о подвиге наших солдат, о миллионах жизней, унесенных войной, - маловато их как-то трогало. Я по молодости тогда так этим возмущалась! А сейчас понимаю: мы ж росли при Союзе, когда патриотическому воспитанию уделялось много внимания. Вспомните линейки, посвященные каждой значимой дате. А они родились уже в другое время. От них эти события еще дальше, чем от нас. Мне, конечно, страшно об этом подумать, но когда не останется ни одного живого ветерана, когда пройдет еще не один десяток лет - будут ли ТАК вспоминать об этой войне, как наши родители и мы? Да, Лен, и поставят, наверное, они обе войны, 1812-го и Великую отечественную в один ряд. И если честно, я не буду их за это осуждать.

    ОтветитьУдалить
  13. Катюша,дорогой мой человек, складывай:). Но у каждой из нас, наверное, будет свой опыт, единственный и неповторимый. И я желаю тебе пройти этот нелегкий, но такой замечательный путь:).

    ОтветитьУдалить
  14. С шинелью сильно:( Таких примеров можно много сейчас набрать.
    Все равно, многое в наших руках(маминых). Так что учтем все:) и будем аккуратно "формировать личность" (как раньше говорили).

    ОтветитьУдалить
  15. Ох, какой разговор тут серьезный... Будем стараться вырастить из наших деток человеков! Главное - находить для этого время и не перегнуть палку (это я себе)...

    ОтветитьУдалить
  16. Надя, у меня сыну 21, Димка тоже, он мой друг и сейчас, надеюсь, что им и останется. Нам интересно обсуждать с ним фильмы, книги (кстати, среди зарубежных тоже есть настоящие, заставляющие задуматься), я могу с ним делиться секретами.. Но, моя дочь, ей 16 - как улитка: закрытая. Изредка покажется, подпустит поближе, разрешит даже себя погладить и тут же запахнет "раковину". В интернете просиживает все свободное время и конечно же "В Контакте"... И я понимаю, что ничего не могу с этим поделать, стараюсь только ничего не испортить в моменты ее "выхода из раковины"....
    Видимо упустила время((
    Поэтому преклоняюсь перед Настоящими Мамами!
    Такими, как Александра!

    ОтветитьУдалить
  17. Надя! С Днем Рождения сынулю! И тебя!!!

    ОтветитьУдалить
  18. Надя,с Днем рождения сына.Счастья,успехов и удачи ему!!!
    Я все время думаю о том,чтобы правильно воспитать ребенка,хочется чтобы он вырос самодостаточным,любящим и любимым,счастливым человеком.Спасибо тебе за пост.

    ОтветитьУдалить
  19. Надюща, читаю тебя, Сашу и только могу порадоваться за Вас! Моей старшей дочке скоро 14 лет и к сожалению "раковина закрывается", как сказала Лена...( Конечно иногда мы можем посекретничать, поласкаться, но это происходит все реже и реже. И со школой начались проблемы, совсем не хочет учиться. И конечно же пропускает мимо ушей все мои "нравоучения и разговоры по душам". Мне, как матери невероятно грустно от всего этого...и выхода не вижу.

    ОтветитьУдалить
  20. Даша, я где-то читала, что детям (ну не ясельного возраста, а уже чуть постарше) достаточно хотя бы 15 минут в день родительского внимания. А насчет перегнуть палку - моему хоть и 12 лет, но так мальчик любит пообниматься с мамой, что я иногда думаю: не перебор ли?

    Лена, Таня(Ефросинья), мне кажется, важно, чтобы наши дети знали,что мы их любим, как бы ни сложились обстоятельства или что бы они ни натворили.
    Мне очень нравится, как сказано о любви в Библии:"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт..."

    Оля, Алена, спасибо вам за комментарии (а день рождения у Димки в октябре:), получается ввела я вас в заблуждение.

    ОтветитьУдалить
  21. А я решила,что ты в день рождения сына такой пост написала)))

    ОтветитьУдалить
  22. НАдя! Это не пропасть, это ребенок взрослеет, а значит у него формируются свои вкусы и интересы. А главное ты об этом думаешь! Ведь чаще всего родители просто идут только сообразно своим правилам и ценностям. А мы ведь старше и умнее, как я говорю моим друзьям, а значит должны быть с детьми более гибкими, и почаще вспоминать как сами не всегда логично поступали. И любить, любить, любить, верю в силу родительской любви. И ещё про свои взаимоотношения с детьми , мне часто говорят, что как здорово , что мы друзья. Но , это всегда сложнее, чем быть просто родителем ,однозначно! Я их понимаю, а потому частенько какие-то решения мне было бы проще авторитарно принимать, на что кстати они бывает в тайне и рассчитывают.Ан, нет - во всем и помогу, и подскажу, и выручу , но сами-сами главное решение. Счастья вам и удачи во всем!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олечка, спасибо тебе за такой развернутый комментарий! Я привыкла к твоей лаконичности в комментах, а тут такой развернутый:). Оля, это большая мудрость - учить ребенка самостоятельно принимать решения, я пока до этого еще не доросла, мне проще самой решить за него, сделать за него, а вот чтобы он сам делал выбор, а потом разгребал последствия (ведь когда учиться ответственности, как не в детстве, когда ошибки еще не так критичны) - это проблема.

      Удалить
  23. Надюш, спасибо тебе за ответ! И за совет.

    ОтветитьУдалить
  24. Надя, заглянула к Вам в блог, чтобы вручить награду. Заходите, забирайте! Желаю Вам творческих успехов!
    Но сейчас не об этом. Я тут зашла, а у Вас такой пост. Почитала. Проняло до косточек, мурашки, слезы на глаза.... все это действительно волнует и страшит. Мой еще маленький. Ему только два. Но как хочется, чтобы он вырос хорошим. добрым, отзывчивым, но вместе с тем, чтобы мог постоять за себя и за свою семью. Чтобы был думающим и ответственным. Чтобы встречались ему в жизни хорошие люди..... И еще много других мыслей накатывает волнами.... Такой круговорот и сколько волнений....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо большое за пожелания и за награду, мне очень приятно (только вот у меня баааальшая проблема с их вручением, может, когда-нибудь, скопом их все вручу:).
      Кстати, ко мне на "ты".
      Рада знакомству:).

      Удалить
  25. какие вы все мамы хорошие. Надя, это прекрасно, что эти мысли есть, и раздумья, и волнения; многие мои знакомые мамы, мне кажется, и не задумываются, просто все движется по течению. Я так надеюсь, что наши старания нам зачтутся, и все-таки, все-таки в голове, а еще лучше в душе, в сердце, отложится хоть часть. Давайте верить в это и не опускать руки, продолжать "формирование" ) А с Шанелью - да, сильно. даже прямо дико как-то, и даже не смешно ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кира, зачтутся, конечно, зачтутся! Я в это верю! Главное - не поддаваться суете этой вечной и по мере сил бороться со своим личным эгоизмом, когда хочется просто сосредоточиться на себе любимой.

      Удалить
  26. Надя, ты озвучила мои невеселые думы. Мой ведь тоже взрослеет, и начинает потихоньку отдаляться. Правда пока особых секретов от меня нет. Беспокоит, что мы с ним стали меньше читать (мы, потому, что читать, к моему стыду, мой сын не любит, читаю ему в основном я), и "В Контакте" - это бич просто какой-то (старшего сына уже поглотил с каблуками, хотя вот он читает много, в основном классику). Спасает то, что монитором служит телевизор, и соответственно когда дома наш папа, телевизор выполняет свою прямую функцию - и идет просмотр публицистических передач, от которых тоже не оторвать. А дети взрослеют сейчас раньше, Димкин одноклассник уже прогуливает школу - вместо уроков ходит в кино, реакция родителей, когда попался - придумай себе наказание сам. Это нормально? Или так выстраиваются дружеские отношения?Не знаю. У нас появилось много поводов для микроконфликтов - выключи комп, начинай делать уроки, пора лжиться спать и т.д.
    Нравственно-воспитательный аспект - это ужас. Дети приходят к нам в гости и даже не говорят элементарного "Здравствуйте", "Спасибо". Есть дети, с которыми даже не о чем поговорить, но тут еще и такая беда - жизнь стала очень дорогой, деньги зарабатываются тяжело, родители работают, а групп продленного дня для средней школы не предусмотрено, многие дома предоставдлены сами себе, вот и сидят в компьютерах.
    Хромает и школьное воспитание. Мне так грустно видеть новые учебники. В них содержится минимум информации. А в учебнике по естествознанию для 4 класса говорится об итогах второй мировой войны, и далее идет примерно такой текст; "...страны-победительницы (среди котрых и наша страна)...". Среди которых...Этот параграф читала нашему другу Анрюше его бабушка, у которой на фронте погиб отец, она плакала.
    Про Великую Отечественную войну мы с Димой много читали, смотрели фильмов, в т.ч. и современных. С возрастом я все большо люблю 9 мая - для меня сейчас это один из любимых и таких светлых праздников. Помню меня родители возили в этот день в Парк Горького, сколько там было ветеранов! С нами ездила и моя бабуля, она участник трудового фронта. Такие дорогие воспоминания, фотографий нет, но сохранились слайды.
    Написала как-то опять много и бестолково.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, написала много и совершенно по делу, спасибо, мне было очень интересно почитать! Могу подписаться под многим из того, что ты сказала. И мы воюем за то, чтобы уроки вовремя и комп не круглосуточно. К нам приходят соседские мальчишки и тоже тебе ни здрасьте, ни до свиданья. Мой по ср.с ними интеллигент оказывается, бабулькам из нашего подъезда сумки тяжелые до квартиры подносит, хвалят потом, мне таааак приятно:). Про учебники молчу, вы в России живете, а по нашим, украинским учебникам, как шутит мой муж, Адам и Ева украинцами были:). У нас сейчас математика в школе каждый день, укр.яз. 4 раза в неделю, а русский - всего 2! Скрежещу зубами.
      И всё же мы ведь как мамы-папы что-то делаем для того, чтобы наши дети настоящими людьми выросли (очень хочу надеяться).

      Удалить
  27. Дорогая Надежда, с приглашаю Вас на день рождения открытого народного блога "Запах Бабочек". Вы внесли большой вклад в развитие этого блога. Я часто пасусь у Вас и по вдохновляюсь на своё творчество. Спасибо за красоту и сердечность. Я часто любуюсь Вашим колье Лунная мелодия.

    ОтветитьУдалить
  28. Прочла сейчас внимательно все комменты и вдруг дошел смысл восторгов продавцов в нашем магазине-они все время рассказывают мне,как мои мальчишки, заходя в магазин, снимают шапки и здороваются. Я то, наивная, считаю это нормой...
    Большое преимущество в воспитании детей когда мама дома, а не пропадает на работе и к вечеру еле ноги волочет домой... Мне в этом плане повезло...
    Надюша, успокаивать тебя не буду-считаю, что все время надо быть на стороже. А мальчишка у тебя такой хороший, даже иногда, когда просматриваю фото твои, удивительно становится видеть такой взгляд открытый. Все реже дети смотрят такими светлыми глазами... Страшно звучит...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксень, ага, еле волочу ноги - это как раз обо мне! Хотя ты ведь тоже не сильно со своими расслабляешься, одна только Ксюша за день, наверное, так ухайдокает, что и ты ног не чувствуешь:), но зато всё компенсируется радостью, которую дарит это маленькое существо:).
      Спасибо, мне приятно, что ребенок мой такое впечатление производит:).

      Удалить

Вы не поверите, но я всегда их очень жду и радуюсь каждому. Так что не стесняйтесь, оставляйте комментарии:)).